Методика работы в общеобразовательных школах
Социальный педагог в школе – это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.
Школьный социальный педагог:
· изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг его общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит своеобразный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция);
· организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция);
· учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);
· обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции).
В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли.
Социальный педагог – это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными службами, организациями, призванными заботиться о детях. Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он – участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Как помощник в решении различных социальных, психолого-педагогических трудностей он стремится предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации, содействуя родителям, учителям в установлении контактов с соответствующими специалистами.
Находясь в статусе штатного работника образовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем с социуме.
В зависимости от конкретных условий микросоциума, в котором находится школа, администрация конкретизирует функции заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по вопросам социальной защиты, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм их взаимодействия с социальным педагогом.
В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:
· содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;
· организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
· оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;
· представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;
· проведение работы только в рамках своей компетентности;
· качественное выполнение своих функций.
Социальный педагог имеет следующие права:
· представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;
· собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;
· делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;
· вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.
Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности его работы. Можно выделить следующие критерии эффективности:
· оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;
· анализ социально-педагогических проблем детей за прошедший год и результатов их решения;
· динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям;
· динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;
· динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога;
· изменение уровня профессионального роста социального педагога как специалиста.
Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Документация, формы учета деятельности, как правило, ведутся в соответствии с рекомендациями вышестоящих органов (например, городского или окружного методического объединения социальных педагогов), выбираются с учетом передового опыта, традиций.
Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат огласке); перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.
Направление и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллектива, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы:
· изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий из жизни, специфики микросреды;
· выявление детей группы риска;
· осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;
· осуществление правового просвещения учащихся;
· разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;
· взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
· взаимодействие с психологом, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;
· профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
· взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными организациями;
· участие в работе педагогических советов и методических объединениях.
По материалам учебного пособия Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 114-118.
|